- 88 - В ПОИСКАХ НОВЫХ ПУТЕЙ Существует несколько организующих положений,которые мы используем для того, чтобы привести себя в состояние, нобходимое для занятия терапевтическими видами деятельности. Первое положение о том, что лучше иметь выбор, ежели его не иметь. Второе положение о том, что лучше иметь подсознательный выбор. Третье - о том, что люди уже имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте. И четвертое - это положение о том,что любой и каждый фрагмент поведения имеет свою позитивную функцию в определенном контексте. С нашей стороны было бы просто безответственно изменять поведение человека, не учитывая такое важное явление, как "вторичная выгода". Мы полагаем, что определенный поведенческий стереотип является наи- более походящей реакцией в определенной ситуации, каким бы странным он ни казался. Контекст или ситуация, на которую реагирует клиент на девять десятых состоит из внутреннего опыта и лишь на одну десятую - из внешнего. Таким образом, если фрагмент поведения выглядит или звучит странно для вас,то это является надежным индикатором того,что большая часть контеста, еа который реагирует клиент, не доступна для вас в вашем непосредственном сенсорном опыте. Он реагирует на кого-то или что-то в его внутреннем представлении: на мать,отца, какое-то событие и т.п.Очень часто то внутреннее представление находится вне сознания. Линда и Тамми могут подтвердить, что реакции которые они здесь при работе с нами изменили, являлись реакциями на события, которые прои- зошли когда-то в прошлом. Все это вряд ли удивило кого-либо из вас.Я уверен, что у каждого из вас был опыт, подтверждающий наше положение. Особенностью же нашей реакции на это положение является понимание и осознание того, что все мы являемся сходными сбалансированными организмами. Один из способов учесть эту сложность, если вы собираетесь помочь кому-то измениться, является прием,который мы называем ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ. Переформирование - это специфический способ контакта с определенной порцией или частью за неимением лучшего термина личности, которая или порождает или бло- кирует определенное поведение. Мы делаем это, чтобы найти вторичную выгоду из данного фрагмента поведения, и позаботиться о нем как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения. Давайте лучше проиллюстрируем это на примере. К нам обратилась женщина, которую направил один психиатр. Она весила 145 фунтов. Она могла сбросить тот вес до норамального, но всякий раз, когда она это делала, потом непременно поправлялась снова. Избавиться от лишнего веса она могла, но сохранять нормальный вес была не в состоянии. Пос- редством переформирования мы поняли, что у той женщины не было той части личности, которая возражала бы против потери веса. Та же часть личности, которая заставляла ее переедать и снова набирать вес делала это для того, чтобы сохранить семью этой клиентки.Можете ли вы понять связь? Если еще нет, то я обьясняю дальше. По мнению этой части лич- ности, если бы эта женщина потеряла избыточный вес, и весила бы столько, сколько хотела весить, то она стала бы привлекательной для мужчин. Если бы она стала более привлекательной для мужчин, то они начали бы ухаживать за ней. По мнению той части личности, у этой женщины не было соответствующего ресурса, который позволил бы ей адекватно реагировать на эти ухаживания, т.е. сказать "нет". Такой части личности, которая хотела бы поддерживать избыточный вес не было. Но зато была такая часть, которая использовала избыточный вес, который позволил ей избегать ситуаций, с которыми она не могла спра- виться, что привело бы, по ее мнению, к разрушению семьи. Это и есть "вторичная выгода". - 89 - Суть переформирования - это развод намерения в нашем примере - сохранить брак и поведение (переедания).Тогда вы сможете найти новые, более приемлимые способы удовлетворения той же самой потребности, осуществеления того же самого намерения. Одна из вещей,которую люди понимают с большим трудом, заключается в том, что симптомы работают. Пока избыточный вес нашей клиентки ис- полняет данное намерение, эта часть личности будет его поддерживать. Когда она будет иметь лучшие способы защиты и сохранения своего брака, то сможет позволить сбросить вес, что эта женщина делала, практически без всякой диеты. Давайте сейчас проделаем это. Кто хочет измениться? - Тайно... ОК. Дик, сохраняйте содержание при себе, давая людям возможность просто наблюдать за процессом, через который вы будете проходить. И так, кто-либо делает что-то такое, относительно чего не имеет выбора, делать это или не делать, такое компульсивное поведение, которое он хотел бы изменить на какое-то другое,или же он хочет что-либо сделать, но оказывается не в состоянии.Тут существует две возможности вербаль- но-кодирования ситуации. Дик: Это первое. ОК. Если все в порядке, то давайте присвоем этому стереотипу по- ведение, который вы хотели бы заместить чем-то более подходящим,кодо- вое название Х. Теперь предположу, что стереотип Х согласно вашей соз нательной оценки, не характеризует вас как целестного взрослого чело- века. Уже обозначили стеретип, который он хочет изменить. Это первый шаг. Следующий шаг - это вхождение в коммуникацию с той частью личнос- ти, как ответственный за стереотип Х, который Дик хочет изменить. Здесь заключено одно положение, которое я открыто предьявлю Дику, на которое хочу обратить внимание всех присутствующих. Дик, я уважаю часть вашей личности, которая отвечает за стереотип Х, который снова и снова появляется в вашем поведении. Вы попали сюда.Вы сидите здесь. Вы можете делать и делаете в своей жизни много и успешно. Я убежден, что на часть в вашей личности, которая запускает в действие стереотип Х! Даже вопреки вашей сознательной оценки! Пытается сделать что-то полезное для вас. Я не буду вводить никаких изменений, пока часть ва- шей личности ответственная за стеретип Х не придет к убеждению, что изменения нужны также, как и всей вашей целостной личности. Это имеет смысл только в том случае если вы имеете систему убеж- дений, которая говорит: "Смотри,если он сознательно контролирует свое поведение, то он уже изменился". Таким образом, какая-то часть его личности, которая НЕ ходится в сознании, управляет данным стереотипом поведения. Я могу вам гарантировать, что в девяность девяти случаях из ста, когда человек хочет измениться и приходит к вам за помощью, тут будет диссоциация, конфликт между его осознанными желаниями и подсознатель- ным набором программ.Бессознательное гораздо мощнее.Оно знает гораздо больше о его потребностях нежели сознание и несомненно больше, чем я могу узнать из вне.Я немедленно обьединяюсь с подсознанием знать пря- мо: "Смотри, я не собираюсь разговаривать с твоим сознанием. Говорю с частью, которая отвечает за этот стереотип поведения. Будет происхо- дить некоторое действие.Я собираюсь выполнять в нем роль консультанта". И так, как вы будете коммуницировать с этой частью личности? Если вы пойдете в федеральное Управление в Сан-Франциско, чтобы подписать там какую-то нужную бумагу, вы столкнетесь с очень сложной задачей. В этом здании сидят 450 человек,а вам нужен один единственный из них, который только и может подписать эту бумагу. Если вы изберете такую стратегию поиска нужного вам человека, что первым попросите подписать - 90 - свою бумагу швейцара, а потом пойдете по всем кабинетам подряд, то потратите очень много времени. Это будет неэффективной стратегией для того, чтобы получить то, что вам нужно в бюрократической организации. Эта метафора весьма точно отражает ту суть того, что делают психоте- рапевты. Терапевтов обучают уделять очень много внимания сознательным тре- бованиям своих клиентов. Обычно же сознание менее всего информировано о том, что происходит в поведении. Сам факт, что человек приходит в мой кабинет и говорит: "Я делаю Х, но не хочу этого делать, помогите мне избавиться",является для меня утверждением о том, что человек уже пытался измениться сам, используя все ресурсы доступные его сознанию, но потерпел крах. Вдаваться с ним (с его сознанием) в обсуждении воз- можностей изменения кажется для меня столь же абсурдным, как просить подписать бумагу у швейцара управления. Я хочу пройти прямо в тот ка- бинет, где находится человек, в чьи обязанности входит подписание таких бумаг. Я хочу наладить прямую коммуникацию с той частью личности Дика, которая на подсознательном уровне отвечает за поведение Дика в данном контексте. Я делаю также предложение о том, что та часть, которая заставляет вас делать Х,даже если вашему сознанию это вовсе не нравится - делает для вас что-то, что в конечном итоге оказывается полезным. Я не знаю, в чем состоит польза,сознательно и вы не знаете об этом, так как хо- тите прекратить делать Х. Итак, давайте установим с этой частью личности официальный кон- такт. Это - второй шаг. Коммуникация уже установлена, но давайте сделаем это официально. Дик, знаете ли вы, как использовать слова, чтобы обратиться к себе внутри себя? ОК. Сейчас обратитесь на неко- торое время внутрь и задайте себе вопрос. Я скажу вам, что это за воп рос. После того, как вы этот вопрос задали,ваша задача состоит в том, чтобы просто наблюдать за всеми изменениями в своем теле, за кинесте- тическими ощущениями, образами и звуками, которые появляются в ответ на вопрос.Вы не должны пытаться как-либо влиять на этот процесс.Часть личности, ответственная за стереотип Х, даст знать о своих нуждах по одному их этих сенсорных каналов. Вы должны быть достаточно сенситич- ными, чтобы уловить ответ. Вопрос, который я хочу, чтобы вы задали, таков: "Будет ли часть личности, ответственная за стереотип Х, коммуницировать со мной в создании?" А затем просто замечайте, что будет происходить - любые изменения в чувствах, образах или звуках. Пока Дик делает, это задача всех - наблюдать за ним и всегда полу чать ответы на вопросы, которые я задаю до того, как он даст вербаль- ный ответ. Но вы уже его получили. Это действительно типично. Недавно мы упоминали о метакомментировании, как об одном из вариантов комму- никации. Это одна из ситуаций, в которой я бы настоятельно порекомен- довал бы НЕ метакомментировать, если вы не хотите совершенно деком- пенсировать своего клиента. Если вы всегда можете получить ответ еще до того, как клиент его произведет, вы имеете действительно мощный канал связи с подсознанием, что позволяет вам делать действительно мощную проверку на конгруэнтность.Если ответ который вы наблюдаете не совпадает с ответом, который дает ОН с помощью своего сознания, то это важно знать. Дик, что вы переживали после того, как задали вопрос? Дик: Смущение. ОК. Смущение - это номилизация. Это не опыт, не переживание это сознательное суждение о переживании. О его сознательных суждениях насчет опыта говорит бесполезно, по тому что он уже сделал все, что мог,с помощью своих сознательных ресурсов,и это ни к чему не привело. - 91 - Нам надо работать с подсознанием. Что это у вас было за переживание, которое вы назвали: "смущение"? Как вы узнали о том, что "смущены". Дик: Было щекотно. Итак, вы ощутили изменяющеееся давление, может быть этому сопут- ствовали изменения температуры. Были ли эти изменения лакализованы в какой-то части вашего тела? Дик: Да, было и то и другое, в основном в желудке. Так, в желудке. ОК. Теперь это действительно элегентная невер- бальная реакция. Производя переформирование, оставайтесь при трех ос- новных репрезентативных системах, я вам настоятельно это рекомендую. Не связывайтесь со словами, они слишком подвержены влиянию сознания. Вся прелесть невербального кинестетического сигнала, подобного этому состоит в том, что он рассматривается как непроизвольный. И вы можете сделать проверку, чтобы убедиться в том, что он непроизволен. Дик, можете ли вы сделать так, чтобы чувство щекотания вызывать сознатель- но? Дик: Быть может Попробуйте... Дик: Нет. Это тоже действительно хороший способ, чтобы убедить человека в том,что он коммуницирует с такой своей частью,которая обычно находит- ся вне сознания. И, конечно, большинство гипнотических методов и ме- тодов обратной связи базируется на принципе изменения сознания и по- лучения доступа в этом измененном сосотоянии сознания к тем частям нервной системы и психики, к которым в обычном состоянии доступа нет. Был задан вопрос, требующий ответа "да-нет", ответом явилось кинесте- тическое ощущение, измененения в сфере кинестезии. И так,сейчас у нас есть ответ, и мы пока не знаем, что он обозначает - "да" или "нет".На сознательном уровне об этом не знает даже и Дик. Одним из способов причинения себе беспокойства является то, что человек играет в психиатрии с различными частями своей личности не имея при этом соответствующей квалификации. Человек интерпритирует сигналы, исходящие от частей его личности. Он начинает что-либо чув- ствовать, и дает этому наименование "страх", тогда как это может быть просто взволнованность, оживление или что-нибудь еще. Давая ощущениям наименования и действуя соответствующим этому наименованию образом, они искажают и внешнюю. Мы не хотим подвергать себя такому риску. Су- ществует удобный способ убедиться в том, что означает сигнал. Дик,сейчас я попрошу снова обратиться внутрь себя и поблагодарить эту часть своей личности, которая вам дала сигнал,потому что эта ком- муникация для вас ценна. Затем скажите: "Я бы очень хотел понять ваше сообщение. Чтобы я не исказил того,что вы мне переедаете, то, если вы имеете в виду". Да, я хочу коммуницировать с вами на уровне сознания, то интенсифицируйте пожалуйста предыдущий сигнал - щекотание в желуд- ке. Если вы говорите "нет, я не хочу общаться с вами на уровне соз- нания", то тогда наоборот, сделайте это ощущение менее интенсивными. Пока Дик делает это, а вы наблюдайте за ним с целью получения от- вета еще до того, как он сам получит его в сознании, поймите, что в том случае, если бы сигнал представлял бы собой образ, то мы могли бы просто варьировать амплитуду сиганала. Мы могли бы сделать картинку светлее в случае "да" и темнее в случае "нет". Если бы то был звук, мы могли бы попросить сделать его громче в случае "да" и тише в слу- чае "нет". Таким образом мы избегаем риска сознательного искажения смысла различных кинестетических, визуальных и аудиальных сигналов. Это дает нам очень чистый канал коммуникаций с той частью личности Дика, которая отвечает за поведение, подлежащее с точки зрения Дика изменению. И, конечно же, это именно та часть личности Дика, которая знает, как это изменение совершить. - 92 - Этот процесс дает вам прекрасную возможность видеть то,что тради- ционно называют гипностическими реакциями. Одно из наиболее полезных определений глубокого гипнотического транса, данного Милтоном Эрик- соном, звучит так: "суженный обьем внимания, направленного внутрь". Мы попросили Дика сделать именно это: сузить свой обьем внимания только для сигнала, который он получил. И все изменения, которые мы наблюдали извне: поверхности и цвета кожи, дыхание, размера губ - все они являются признаки того, что официальные гипнотезеры называют сос- тоянием транса. Дик, вернитесь, пожалуйста сюда, к нам. Что произошло? Дик: у меня возникли ощущения. Итак, ощущения усилились. Вы получили подтверждения: произведя проверку. Сейчас мы установили коммуникацию с этой частью вашей лич- ности, мы имеем сигнал "да-нет". Сейчас мы можем задать этой части любой вопрос о получить недвусмысленный ответ "да" или "нет".Мы имеем накал коммуникации внутри Дика, которым управляет он сам. Мы этого не делаем. Мы просто консультируем его относительно того, каким должен быть следующий шаг.Сейчас он установил внутренний канал коммуникации, который позволяет ему получить однозначные ответы от той части лич- ности, которая отвечает за тот стереотип поведения, который он хочет изменить.Это все, что вам надо.Исходя из этой точки вы можете сделать что угодно. Третий шаг заключается в том, чтобы провести различение (развод) между стереотипом Х и намерением той части, которая за этот стереотип отвечает. Дик,эта часть вашей личности,с которой вы сейчас общаетесь, имеет определенное намерение, она пытается как-то позаботиться о вас. Способ, с помощью которого она это делает, не приемлем для вас на соз нательном уровне. Сейчас мы собираемся, используя установленный канал коммуникации, там поработать с этой частью. Когда она будет иметь эти лучшие способы, ваши сознательные жела- ния будут удовлетворены,и вместе с тем эта часть вашей личности будет продолжать заботиться о вас так, как она считает нужным. А теперь, Дик, я хочу, чтобы вы снова обратились внутрь себя и задали следующий вопрос. После этого будьте внимательны к сигналу,ко- торый за этим последует. Спросите: "Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы стараетесь для меня сделать с помощью этого стереотипа Х?"Теперь ждите сигнала "да-нет"...(Дик широко улыбается). Я попросил задать вопрос типа "да-нет". Я не сказал: "Дайте мне информацию". Если вы были внимательны,то заметили,что произошло нечто драматическое. Он спросил ответа типа "да-нет". Он получил такой от- вет, но получил также и информацию о намерении. Дик: Что было мне очень приятно. Что было ему приятно и удивило его. В этом моменте терапия кон- чается. Сейчас последует сознательная оценка того, что данная часть личности старалась сделать для него на подсознательном уровне. Дик, ведь раньше вы не знали, что она старается для вас сделать? Дик:Нет, но я получил некоторый намек еще тогда, когда вы все это говорили - до того, как, я обратился внутрь себя. У меня появилось ощущение, что она... Когда мы демонстрируем наши методы, часть проблем заключается в том, что за два дня работы мы установили с вашим подсознанием настоль ко хороший рапорт, что вы начинаете все делать слишком быстро. Итак, сейчас у Дика есть сознательное понимание намерения части личности, ответственной за стереотип Х. Дик, действительно ли вы хо- тели бы,чтобы эта часть вашей личности заботилась о вас в этом направ лении, даже если конкретный способ этой заботы вас не устраивает? Вам не нравится способ, которым это осуществляется, т.е. стереотип Х, но согласны ли вы с намерением этой части, хотели ли бы вы такое намере- ние относительно себя иметь? - 93 - Дик: Да. Вот сейчас имеется конгруэнтность между намерением подсознатель- ной части и его оценкой со стороны сознания. Это означает, что можно приступить к четвертому шагу: созданию новых вариантов поведения, которые более эффективно, чем Х, будут реализовывать то же самое намерение, в то же время удовлетворяя тре- бованиям сознания. То есть мы собираемся поддерживать намерение и ре- зультат его реализации, варвируя способы достижения этого результата, пока не найдем лучшие способы его достижения, не вызывающие конфликта с остальными частями Дика. Дик: Есть ли у вас такая часть личности,которую вы рассматриваете как творческую? Дик: Ха! Вот, творческая часть выскочила! "Привет! Вот и я.Тебе что-нибудь надо? Я думаю,что вы все оценили и поняли тот смысл,в котором я сказал, что следующая эволюционная ступень в развитии человека - это множест- венная личность. Итак, есть ли у вас такая часть личности, которую вы оцениваете как творческую? Дик: О, да. Обратитесь внутрь себя и спросите свою творческую часть, хочет ли она взяться за следующую задачу. Разрешите мне сейчас обьяснить вам сначала, что это за задача.Попросите творческую личность на подсозна- тельном уровне обратиться к части, отвечающей за поведение Х и опре- делить, что она пытается сделать для всей личности. Затем заставьте творческую часть генерировать новые способы реализации этого намере- ния. Она выдаст 10, 20 или 1000 способов, но сделает это совершенно безответственно. Это будет просто процесс генерирования способов, без всякой оценки того, будут ли они срабатывать. А сейчас из всего этого множества способов часть Х выберет те, которые по ее мнению являются более эффективными,нежели стереотип Х в плане достижения той же самой цели. Она должна выбрать по меньшей мере три способа, которые по ее мнению были бы по меньшей мере так же эффективны в достижении той це- ли, как и стереотип Х, но лучше, чтобы они были эффективны. Имеет ли все это для вас смысл? Дик: Да. Я думаю, что да. ОК. Обратитесь внутрь себя и попросите свою творческую часть сде- лать это. У нее спросите, хочет ли она сделать это. Если она скажет "да", дайте ей команду начать. Часть Х же, если она принимает новый способ, должна каждый раз подавать тот сигнал "да". Вы можете осозна- вать генрируемые варианты, а можете и не осозновать, для наших целей здесь это совершенно безразлично. Дик: Это звучит как сильное допущение. Да, конечно, но тысячи людей во всем мире делают это.Для человека это возможно, а вы - человек. Вы должны обратиться внутрь и обьясните это творческой части и части Х. Если согласятся, то разрешите им на- чинать. Сейчас мы собираемся использовать ваши собственные творческие ресурсы для реорганизации вашего поведения. (длинная пауза). Дик, получили ли вы три сигнала? (Нет). Сколько сигналов вы полу- чили? (Ни одного). Вы не получили ни одного сигнала (Ни одного) Ни одного. Вы не получили ни одного сигнала.Снова обратитесь внутрь себя и спросите у части Х, были ли ей предоставлены различные варианты? (Снова задайте вопрос типа "да-нет") Спросите, представляла ли ей творческая часть различные варианты выбора... (Он кивает) ОК. То есть она их получала? Дик: Вроде бы да. Итак,творческая часть генерировала варианты. ОК, снова обратитесь внутрь и спросите, был ли хоть один вариант приемлем. Был ли среди - 94 - этих вариантов хот один более эффективный, чем стереотип Х в плане реализации того намерения? Некоторые из вас любят своим клиентам советы давать. Каждый раз, когда вы даете совет, это будет менее эффективным, чем если бы вы да- вали открыто соответствующие инструкции, отослали бы человека к своим собственным ресурсам, чтобы изобрести альтернативные варианты поведе- ния. Вы - уникальное человеческое существо, но и ваш клиент - тоже. Наложение может иметь место, а может и не иметь, как вы убедились с помощью упражнения, когда вам было дано задание галлюцинировать. Не- которые из вас угадали содержание жеданий партнера, и так точно, что было почти невозможно этому поверить. Другие же совсем ничего не угадали. Если у вас есть такое безусловное пересечение опыта с клиен- том, то вы сможете дать полезный совет. В этом не ничего плохого,если вы достаточно сенситивны,чтобы уловить реакцию,которую он дает на ваш совет. Но даже в этом случае будет более эффективно отослать клиента к своим собственным ресурсам. (Дик отрицательно качает головой). ОК. Вы получили сигнал "нет". Ни один из новых вариантов не явля- ется приемлимым? Творческая часть нагенерировала множество выборов, ни один из которых не оказался более эффективным, чем стереотип Х. А сейчас попросите часть Х пойти к творческой части и стать ей советчи- ком, чтобы помочь ней генерировать более подходящие для реализации того же намерения выбора. Пусть она обьяснит творческой части, что именно мешает уже предлодженным вариантам быть более эффективными,не- жели стереотип Х. Осознали ли вы инструкцию, Дик? ОК: Теперь обратитесь внутрь,обьясните, части Х и спросите ее хо- чет ли она это сделать? Потом ждите ответа "да-нет". Если "да", то дайте ей команду начинать. Этот процесс существенно отличается от обычных психотерапевтичес- ких и гипнотических техник. Мы просто служим консультациями сознанию клиента. Всю работу он делает сам. Он является своим собственным те- рапевтом, своим собственным гипнотезером. Мы ничего из этих вещей не делаем. Мы прямо коммуницируем только с его сознанием,и инструктируем его насчет того, как должен протекать процесс. Он отвечает за то, чтобы установить и поддерживать эффективную коммуникацию с теми час- тями личности, которые он хочет изменить. И конечно же, если он нау- чится на примере делать это, то сможет делать сам, без нас. Это - еще одно преимущество. В этом процессе в клиента встраивается автономия. Дик: Получили ли вы три сигнала? Дик: Я не уверен в этом. ОК: Снова обратитесь внутрь и спросите часть Х, есть ли у нее три варианта, более эффективные чем стереотип Х для реализации известного намерения (неважно, осознаете ли вы эти варианты или нет). Использу- йте тот же самый сигнал. Очень важно все время возвращаться к тому же самому сигналу, равно важно получить три новых варианта. Если вы имеете как минимум три варианта, вы начнете проявлять вариабельность в своем поведении. Дик: Я получил сигнал "да". ОК: Итак, он получил позитивный ответ, то есть: "Да, у меня есть три варианта,более эффективных,старый стереотип Х".Дик не обязательно должен осозновать,что это за варианты. Пятый шаг состоит в том, чтобы убедиться, что новые реакции действительно возникли в его поведении. Дик, используя ту же самую систему сигналов, спросите часть Х: "Пос- кольку у вас есть три варианта поведения, более эффективных чем сте- реотип Х, берете ли вы на себя ответственность за то,что эти варианты реально проявятся в моем поведении в соответтсвующей ситуации?" И вы помните, что ответ "да" это интенсификация, "нет"- уменьшение. Верно? Дик: Я не уверен в том, что это верно. ОК: Тогда попросите часть Х дать вам сейчас сигнал "да" перед тем как вы начнет, чтобы вы знали, что есть "да", а что есть "нет". Дик: Да... но... я потерял след. Да, я знаю.Вот почему я и прошу вас сделать это.Просто обратитесь внутрь себя и попросите дать сигнал "да",чтобы вы знали,что это такое. Дик: Сигнал "да" - это релаксация. Так, хорошо. Вернемся немного назад. Вернемся внутрь и спросим часть Х, есть ли у нее три новых выбора,три новых варианта поведение, которые будут работать более эффективно, чем Х. Дик: Здесь было "да". Шестой шаг, как я считаю, состоит в том, что и делает эту модель действительно элегантной. Экологическая проверка - это наше открытое признание, что Дик - как и каждый из нас - это сложный сбалансирован- ный организм. Для нас просто изменить стеретип Х и обратить внимание на то, как это изменение отзовется на других частях его опыта и пове- дения, но это было бы глупо и ужасно. Существет способ предупреждения и защиты от этого. Сейчас мы хотели,чтобы вы поблагодарили эту часть личности за всю работу, которую она для вас сделала. Она получила то, что хотела и удовлетворена этим. А сейчас мы должны определить участвовали ли в этом процессе другие части личности,которые возражают против трех но- вых вариантов моего поведения? А теперь будьте сенситивны к каждой системе ощущений - могут появиться чувства, образы, звуки... ОК: Вы получили ответ. И? Дик: Возражений нет. Как вы об этом узнали? Это важно.Я попросил вас быть внимательным ко всем системам. Вы вернулись и сказали: "Нет. Возражений не было". Как вы узнали о том, что возражений не было? Дик: Я нигде не почувствовал напряжения. Вы не почувствовали напряжения. Были ли какие-то изменения в ау- диальной, кинестетической или визуальной системе? Дик: Ну, релаксация. ОК: Была общая физическая релаксация. Просто чтобы убедиться, ве- рить на конгруэнтность, поблагодарите ту часть вашей личности,которая дала вашему телу отреалаксироваться. Затем спросите: "Если релаксация означает отсутствие возражений,пусть ощущение расслабления станет еще отчетливее. Если какие-то возражения есть, пусть возникнет некоторое напряжение. И опять, все, что мы делаем - это варьируем сигнал "да- нет". Причем все равно, означает ли увеличение "да", а уменьшение - "нет", или наоборот. Это неважно. Дик: Я получил какие-то возражения. ОК: В чем же точно состояли ваши переживания?Было ли это мышечное напряжение? Дик: Да, вокруг глаз. ОК: Всегда, когда вы получаете сигнал, надо точно убедиться, что он означает.Поблагодарите ту часть себя,которая дала вам ответ в виде напряжения мышц вокруг глаз. Затем попросите, чтобы напряжение усили- лось, если ответ означает "да" и уменьшилось, если "нет", в отчет на вопрос: "Возражаете ли вы против новых способов?" Дик: Было уменьшение. Слегка необычно возникновение сейчас у Дика напряжения мышц.Обыч- но в этот момент у людей учащается сердцебиение. Большинство людей ас социируют это с тревогой или страхом. Когда я прошу людей перестать галлюцинировать и просто попросить об увеличении темпа в отчет, если "да" и уменьшении, если "нет", то сердцебиение обычно замедляется. Я понимаю так,что сердцебиение является просто сигналом того,что какая- то из частей личности просто взволнована тем что происходит. Дик: Я осозновал также пульсацию в ладонях, но напряжение вокруг глаз казалось мне более драматическим, нежели ощущения в руках так что именно поэтому я назвал озузения вокруг глаз. ОК: Давайте проверим и это.На этот раз обратитесь внутрь и побла- годарите ту часть себя, которая подала вам сигнал в руках. Затем за- дайте тот же самый вопрос и попросите об увеличении интенсивности сигнала, если ответ будет "да", и об уменьшении, если ответ "нет". Дик: Интенсивность ощущения уменьшилась. Уменьшение, значит у этой части нет возражений. Если бы они были, - 96 - то мы просто вернулись бы к третьему шагу процедуры. У вас есть новый сигнал типа "да-нет" - это пульсация в ладонях. Затем сделайте разли- чение между возражением со стороны этой части и ее намерением. Вы бу- дете продолжать циклическое движение по шагам процедуры до тех пор, пока не интегрируете все возражения. Обычно мы фиксируем первый набор из трех новых вариантов поведе- ния, не вмешиваясь в первый набор вариантов. Но можно также попросить обе части обьединиться, сформировать комитет и пойти к творческой части с тем, чтобы она сформировала новые варианты, приемлимые для обеих этих частей. Экологическая проверка очень и очень важна. Многие из вас, сделав свою работу весьма элегантно, видят, что клиент конгруэнтен - в вашем кабине. Когда же он его покидает, то появляется какая-то часть его личности, которая в данной ситуации имеет определенные задачи. Когда он пропадает, например, домой, то вдруг теряется доступ к тому, что было доступно ему, пока он сидел в вашем кабинете, или в группе. У него есть и другие части, которые знают, что если он поведет себя также, как в вашем кабинете и проявит изменения, он может потерять дружбу,испортить отношения и т.п. Экологическая проверка - это способ убедиться, что новый способ поведения не будет мешать ни одной части личности вносить свой позитивный вклад в личность в целом. Конечно, единственная реальная проверка осуществляется в том,что новые способы поведения будут работать. ОК: Дик, и что же вы будете делать, если через шесть-семь недель снова обнаружите, что проделываете стереотип Х? Что же вы предполага- ете тогда сделать? Вы можете принять это как сигнал того,что новые способы поведения, к которым вы здесь пришли, были неадекватными тому намерению. Но вы сможете вернуться к своей творческой части и дать ей инструкции изоб- рести еще три новых способа. Стереотип поведения является барометром, указывающем на то,насколько адекватными являются новые варианты. Если старое поведение появдяется после некоторого тестового периода време- ни, то это говорит о том, что новые способы не более эффективны, не- жели старые. Это сигнал к тому, чтобы вы вернулись к этому процессу и создали новые варианты. Регрессия к старому поведению - это не сигнал неудачи, а сигнал некомпетентности, и вы можете вернуться назад и зафиксировать это. Переформирование сработает. Я гарантирую вам, что его поведение изме- ниться. Если оно через некоторое время станет прежним,то это означает, что новые способы поведения менее эффективны, нежели Х в плане полу- чения чего-либо. Тогда он снова проходит через весь процесс, находит вторичную выгоду и создает новые способы достижения этой выгоды. Если вы не сделаете симптом, сказав об этом открыто, сигналом к повторению процесса, то сознание пациента всегда назовет новое появ- ление симптома "неудача". Когда симптом индетифицируется как сигнал, то клиент уделяет ему внимание как СООБЩЕНИЮ. Вероятно, он всегда был сообщением,но он никогда не рассматривал его с этой точки зрения. Поступая таким образом, он приобретает меха- низм обратной связи. Они открывают для себя, что всего лишь в опреде- ленное время они получают определенный сигнал. Допустим, кто-то приходит ко мне с головной болью, я делаю пере- формирование и в течение двух недель все идет прекрасно, и все части личности счастливы. Но возникает определенная ситуация и головная боль возращается. Головная боль работает как триггер, запускающий ин- струкции относительно того, что новые способы были неадекватными. Че- ловек может обратиться внутрь себя и спросить:"Кто же тут несчастлив? - 97 - Что это значит?" Если от какой-то части приходит ответ: "Вы не выпол- няете того, что нам обещали", то тогда человек стоит перед простым выбором: иметь головную боль или выполнять обещания. У меня была женщина, которая страдала такими жестокими мигренями подобными головными болями, что могла в моменты приступов находиться только в лежачем положении. У нее существовала такая часть личности, которая хотела развлекаться так часто, как только не захотелось. Если же такой возможности у нее не было, все другие части отказывались делать что-либо! Конечно, это не могла не давать ей головную боль! Она заключила с собой такой договор, что определенное время она будет проводить в развлечениях. Но она вместо того, чтобы во время уикэнда нормально развлечься, взялась приводить в порядок свои счета!Конечно, эта часть тот час вывела ее из строя. Она позвонила мне и сказала: "Я не выполнила обязательства и у меня снова появилась головная боль.Что я должна делать". Я ответил: "Почему вы спрашиваете меня, это ведь не моя проблема. Спросите соответствующую часть вашей личности. У меня- то голова не болит". Она обратилась внутрь себя и поняла, чего от нее ждали. Та часть ее личности сказала: "Выходи из дома, садись в машину и поезжай куда- нибудь, где можно развлечься или что-нибудь еще!" Пока она шла к машине, головная боль исчезла. Таким образом, ее головная боль перестала быть просто тяжестью, она стала указанием на то, что она должна выйти и развлечься. ОК: Есть какие-либо вопросы по процессу, через который прошел Дик? Женщина: Правильно ли я поняла, что Дик не обязательно должен осозновать новые варианты поведения? Мы предпочитаем, чтобы он не осозновал. Это может просто помешать ему. Женщина: Дик, осозновали ли вы три новых варианта? Дик: Нет. И как-то в связи с этим у меня появилось смутное ощуще- ние неудачи, знаете, потому что я не мог думать об этом. Женщина: А как же тогда он знает, что они у него есть? Он получил сигнал из своего подсознания, а именно кинестетическое ощущение релаксации. Сознательно он не отдает себе отчет в том что за варианты. Дик: Но внутри себя я чувствую, что все о,кей. Его подсознание знает, что это за варианты, и это все, что идет в счет. Это именно оно заведует этим способом поведения. Давайте проде- монстрируем с этой целью кое-что. Обратитесь внутрь себя, Дик,и спро- сите, ту же самую часть, используя тот же сигнал "да-нет" разрешит ли она вашему сознанию узнать, что это за новые варианты,хотя бы один из них, просто, чтобы продемонстрировать вам, что она знает о вещах, о которых вы сознательно не знаете. Это все совершенно не важно для процесса изменения, но может слегка поставить сознание на свое место. Дик: Она не хочет делать этого. Ну конечно же, если бы я был подсознанием Дика,то я бы ничего ему не сказал, он бы попытался вмешаться. Что он делал раньше? Его подсоз нательная часть давала ему особенную информацию, а он немедленно на- чинал испытывать чувство неудачи! Я бы не хотел общаться с его созна- нием, если бы оно вело себя подобным образом. Это просто заставляет ваше подсознание сказать: "Нет, я не хочу говорить тебе,в чем состоит новый вариант", если это неправильный сигнал. Верно? Дик: Верно. А сейчас разрешите мне обратить внимание на парадоксальную приро- ду просьбы, которую мы предьявляем на втором шаге. Вопрос задается следующий: "Хотите ли вы вступить со мной в коммуникацию в сознании?" ЛЮБОЙ сигнал, который мы можем получить, является ответом на уровне сознания. Даже если эта часть скажет: "Нет, я не хочу", то все равно, это будет коммуникацией на уровне сознания.
Last-modified: Mon, 31-Jul-95 12:45:50 GMT